Недавно у меня выдался ужасный день. С утра все было отлично, но потом началось – одно за другим. Сначала ноутбук не хотел загружаться. Потом горячий кофе пролился прямо на рукав. Потом сайт долго не загружался, и непонятно даже почему.
Уже к 9 утра я была готова убить всех прямо на месте. И подумала, что дальше будет только хуже, если ничего не сделать.
Что не так, черт возьми? Ведь ничего серьезного не случилось? Но эти мелочи, которые вдруг навалились, почему-то иногда раздражают больше, чем что-то важное.
Может быть, вам это тоже знакомо: вы достаете из шкафа ту самую уродливую кружку с трещинкой, и вдруг проливаете кофе, когда спотыкаетесь об угол ковра, который постоянно приподнимается, потому что у вас руки не доходят его поправить. Вы садитесь за стол, и понимаете, что стул все так же скрипит, потому что вы опять забыли написать заявку на ремонт. Вы начинаете злиться, а утро еще и не началось!
Есть специальное название для этих повседневных неприятностей, которые нас раздражают, истощают нашу энергию и снижают нашу продуктивность, – говорит Мадлен Бланшар, одна из основателей коучингового центра «The Ken Blanchard Companies» в Эскондидо, Калифорния.
Они называются «tolerations» – терпимости.
На русском это звучит неубедительно, честно говоря. Так что я буду использовать более понятное выражение – «раздражающие мелочи». Оно как раз точно называет то, о чем мы говорим.
Это те самые мелкие и не совсем мелкие задачи, хозяйственные мелочи и дела, которые мы обычно откладываем. Они достаточно неприятны, поэтому их хочется избежать. Но при этом их нужно сделать, и они так раздражают, что оказывают негативное влияние на всю повседневную жизнь. Сам термин обычно приписывают Томасу Леонарду, основателю «The International Coach Federation».
«Это условие или ситуация, которая раздражает и может быть устранена – то, с чем вы миритесь, хотя оно оказывает на вас негативное влияние, тратит ваше время, энергию и ресурсы» – говорит Донна Шильдер, основатель коучинговой фирмы «Glacier Point Solutions, Inc.»
Здравый смысл подсказывает нам не переживать из-за мелочей. А на самом деле? Если эти мелочи злят нас и выводят из себя?
Если обратить внимание на эти раздражители и избавиться от них, то мы уменьшим стресс, освободим нашу энергию и повысим нашу продуктивность.
Теперь главный вопрос: как сделать это правильно? Список из 5 шагов – вот что нам нужно.
Шаг 1. Создайте список того, что вас раздражает
Возьмите карандаш и бумагу, или откройте файл в ноутбуке или приложение на смартфоне.
Проведите мозговой штурм и запишите все эти ежедневные мелочи, которые сводят вас с ума. Вспомните все эти беспорядки, которые отнимают у вас время. Поломки, которые нужно починить. Важные разговоры, которые нужно провести. Вещи, которые беспокоят вас каждый раз, когда вы видите их или думаете о них.
Следующие несколько дней – дописывайте в этот список все, что заметили или вспомнили.
Шаг 2: Определите, с чем вы можете разобраться
Посмотрите на список и выясните, от чего можно избавиться. Отказаться. Или перепоручить.
Вы собираетесь починить этот шатающийся стол? Может быть, просто подарить его кому-нибудь? Можно ли поручить эту задачу кому-нибудь другому? Если у вас не хватает времени на уборку дома, может быть, стоит потратиться и найти кого-то, кто сможет сделать это за вас?
Запишите эти решения в ваш список.
Шаг 3: запишите даты исправлений (расписание)
У вас есть список вопросов, которые надо решить. Теперь составьте расписание – когда это сделать.
Выделите специальный день. Позвоните всем ремонтникам, которые должны прийти к вам в этот день. Просмотрите шкаф, в котором хранится старая одежда за десять лет. Договоритесь о встрече с врачом, которую вы так долго откладывали.
Относитесь к исправлению «привычных мелочей» так, как будто это ваша работа. Ведь сегодня так и есть.
Простой акт завершения то, что вы так долго откладывали, придаст вам новых сил.
«Это приятное чувство выполненного долга, когда вы закончили то, что вас беспокоило» – говорит Бланшар.
Шаг 4. Проводите регулярные проверки
Не пугайтесь, если ваш первый список «привычных мелочей» занимает несколько страниц. Некоторые из нас имеют их больше, чем другие. Все зависит от нашей личности. Донна Шильдер объясняет, что когда сделала свой первый список около 10 лет назад, в нем было больше 100 пунктов.
Так что ваш список – не самый длинный. Это приятно.
Но если вы регулярно проверяете свой список и разбираетесь с новыми возникшими вопросами – постепенно он начнет уменьшаться, и никогда не станет таким длинным.
Составьте график, который вам подходит, например, – раз в месяц, квартал или в год.
Шаг пятый. Разберитесь в причинах
Если в ваш список «привычных раздражающих мелочей» регулярно попадают одни и те же вещи – вам стоит внимательнее к ним приглядеться.
Обратите внимание, что вы чувствуете – когда необходимо отказаться, делегировать или исправить. Возможно, у вас есть какое-то убеждение или привычка, которые повинны в этом повторяющемся поведении или проблеме.
“Посмотрите, нет ли у вас убеждений, которые держат вас в этих «привычных раздражающих мелочах».
Например, ваше убеждение «я должен помогать людям» может быть причиной того, что вы не можете отказать, когда кто-то злоупотребляет вашим хорошим отношением. Вы соглашаетесь – а потом сами на себя злитесь. Вы соглашаетесь помочь – а в итоге страдает ваша же работа.
После того, как вы поймете истинную причину, вам будет легче с этим справиться.
Итак, если вас что-то раздражает – неважно, на работе или дома, причем раздражает часто и сильно – стоит разобраться с этим раз и навсегда. Тогда у нас освобождается время, силы и энергия на то, чем действительно стоит заниматься. Тем, что приносит нам пользу, удовлетворение и чувство хорошо сделанной работы.
Источники: – личный опыт – вот уже несколько месяцев я практикуюсь разбираться с этими раздражающими мелочами. Пока боевая ничья у нас. Но иногда у меня получается ;) – пост “The secret to greater productivity may lie in changing the smallest things”
_