Перфекционистам часто приходится напоминать: “лучше сделать и закончить, чем пытаться сделать идеально и отложить”.
Но, оказывается, есть еще одна причина, почему стоит создавать побольше моментов «сделано» во время работы.
Просто сказав себе слово «сделано» – вы сможете делать больше из запланированного на день.
Вот как это объясняет психолог Лесли Шерлин, специалист по нейроэффективности и соучредитель компании по тренировке мозга SenseLabs:
“Говоря себе «сделано», мы создаем не только эмоциональную, но и физиологическую реакцию“.
Когда мы сосредоточены на задаче, электрическая активность мозга усиливается. Но в момент, когда мы говорим, что сделали что-то, электрическая активность в нашем мозге меняется и переходит в более расслабленное состояние.
“Это расслабленное состояние очень похож на состояние медитрующего человека, или того, кто практикует методы концентрации внимания и созерцания.
В вашем мозгу каждый раз происходит нейрохимический сдвиг, когда вы говорите “сделано” в конце даже самых маленьких задач.
Нейрохимический сдвиг в мозге происходит одновременно:
- Высвобождается серотонин, известный как “гормон счастья” – и у нас возникает ощущение спокойствия и удовлетворения.
- Затем это новое расслабленное состояние повышает нашу уверенность в себе и помогает нам перейти к следующей задаче.
Чем чаще вы завершаете задачи, тем больше уверенности приобретаете для достижения следующего пункта в списке дел. А это, в свою очередь, позволяет браться за новые, еще более сложные задачи.
Так возникает круговорот уверенности, хорошего настроения и выполненных дел. Именно то, что нам нужно, правда?
“Что можно сделать, если мы хотим повысить свою продуктивность? Ставить перед собой небольшие задачи и вызовы, чтобы создавать побольше моментов «сделано»” – говорит Шерлин.
Как же создать больше возможностей сказать себе «сделано»?
1. Разбивайте задачи на небольшие кусочки
Производительность имеет эффект снежного кома. “Когда вы начинаете предпринимать действия и создаете «сделано»-моменты, вы повышаете свою уверенность и импульс двигаться вперед”.
Задача “заплатить налоги” кажется огромной, но если разбить ее на несколько этапов, которые легко сделать (собрать квитанции, выписки из банковских счетов и т.д.) – задача станет не только более управляемой, но и создает больше возможностей, чтобы сказать себе «сделано!».
Как съесть слона? По кусочкам, и никак иначе.
Еще Генри Форд говорил об этом: «Никакое дело не покажется невыполнимым, если разбить его на мелкие части».
А теперь оказывается, что это не просто хороший способ закончить начатое. Это еще и меняет нейрохимию нашего мозга к лучшему! Дает ему возможность смены деятельности – лучшего вида отдыха, как завещал нам Иван Петрович Павлов вместе со своими собачками.
Просто не забывайте говорить себе «сделано»! – и да случится у вас новый приступ продуктивности.
2. Работайте отрезками по 10 минут
Выберите задачу и установите таймер на 10 минут. Работайте не отвлекаясь, и сделайте что сможете за это время. Когда зазвонит таймер – скажите “сделано!”. А потом выберите новую задачу на следующие 10 минут, и снова поставьте таймер.
Конечно, 10 минут – это условное время. И зависит скорее от сложности и новизны дела, которое вы делаете.
Если это что-то новое и трудное – можно использовать правило «2 минут», и оно работает прекрасно.
Я лично предпочитаю сейчас использовать технику «Помодоро» – но отрезками по 20 минут, а не 25 минут. 20 минут работы, 10 отдыха. Если все получается – то 20 минут удлиняются до 25. Главное – каждые полчаса встать и немного пройтись, разогнать кровь по телу.
А если работа идет тяжело – то 10 минут отдыха как раз помогут отвлечься и расслабиться, и в следующий отрезок времени кое-что начинает получаться.
3. Представляйте, как вы заканчиваете дело
Представьте, что вы завершили это дело.
«Даже если еще не совершили это, но одно представление этого создает импульс и мотивацию, помогая нам попасть туда гораздо быстрее» – говорит Шерлин.
Визуализация помогает в разных делах.
Для достижения новых ступеней мастерства. Для повышения концентрации и внимания при рутинной работе. И теперь мы знаем – даже может изменить состояние мозга!
Красивая картинка всегда помогает. Будь это котег, или щеночек, или мысленное представление, как вы заканчиваете свое важное дело.
4. Устраивайте себе короткие перерывы
Устраивайте себе в течение дня короткие перерывы. Отправьтесь на прогулку. Выпейте кофе. Позвоните члену семьи или другу.
Это позволит мозгу перезагрузиться, и вы вернетесь к работе с новой энергией и вдохновением.
Используйте эти способы и почаще произносите это короткое слово, которое вызывает у нас шок и трепет яркий выброс серотонина.
Дайте своему мозгу побольше гормона счастья – а он отплатит вам высокой продуктивностью и прочими радостями хорошего настроения.
И применяйте научные данные по их прямому назначению – помочь сделать вашу жизнь еще лучше.
Сделано!
Источники: 1) Статья Лизы Эванс с сайта fastcompany.com – Why Saying This Four-Letter Word Can Transform Your Productivity. И кстати, на этом сайте вы можете найти много других интересных статей про разное.2) Photo: OliverSved via Shutterstock.
_
Это очень хорошие советы, спасибо! Кстати, известный спикер по личностному росту – Брайан Трейси, считает, что аналогичным эффектом (как фраза “сделано!”) обладает также вычеркивание задачи из списка дел. Как своеобразный сигнал мозгу, что приложенные усилия принесли ожидаемый результат.
Привет, Данил!
Да, зачеркивание – отлично работает.
Я еще люблю нарисовать рядом с делом большой квадрат – и потом его хорошенько закрасить.