Простой способ улучшить результаты обучения: научный подход

Как поднять результаты обучения на 30% за то же самое время. И в чем ошибался Шерлок Холмс.

Эффект тестирования - повышаем результаты обучения

Представьте себе 2 группы студентов. Они изучали один и тот же предмет, и потратили на обучение одинаковое количество времени.

На итоговом тестировании первая группа дала 60% правильных ответов. А вторая — 90%.

Огромная разница! Почему так случилось?

Может, студенты из второй группы обманывали? Или были умнее?

Никакого обмана, группы абсолютно одинаковые.

В чем же дело? Наука, сэр!

Секрет настолько прост, что за него даже обидно. Любой из нас может им воспользоваться. Для себя, своих близких, детей или коллег.

Группа 1 и Группа 2 ничем не отличались. Они занимались одинаковое количество времени.

Единственное различие что первая группа все время тратила на изучение материала. А вторая группа — чередовала обучение и тестирование.

Студенты группы 1: учились — учились — учились — учились. Результат: 60%.
Студенты группы 2: учились — тесты — учились — тесты. Результат: 90%!

Эффект тестирования: результаты лучше на 30%

Эта разница называется эффектом тестирования.

Когда мы не просто читаем или слушаем материал, а чередуем это с тестированием (и другими активными способами припоминания) — мы повышаем эффективность обучения, и очень значительно. В итоге:

  • вы лучше понимаете материал;
  • запоминаете надолго (забывание уменьшается);
  • улучшаете результаты на экзаменах — не увеличивая время обучения.

Почему это происходит? Как обычно, наука спешит на помощь:

Срабатывает «эффект тестирования», который называют еще эффектом припоминания.

Так психологи называют действие припоминания как инструмента обучеения. Вспоминая какую-либо информацию, мы упрощаем себе задачу не забыть ее позже.

За очень короткий промежуток времени мы забываем около 70% только что услышанной или прочитанной информации. Потом забывание замедляется, и последние 30% знаний выветриваются из головы не так быстро. Но вывод очевиден: чтобы лучше учиться — нам надо прервать процесс забывания.

Каждый раз, пытаясь припомнить, вспомнить информацию — мы как бы завязываем узелок в нашей памяти. Еще и еще. Чем их больше — тем лучше мы запомнили. Узелок становится все больше, его уже не пропустишь, он уже застрял надолго!

Нейронный путь становится все плотнее и мощнее — и информация остается надолго.

В чем ошибался Шерлок Холмс.

Наш мозг не устроен по принципу чердака — с ограниченным объемом памяти, и надо экономить место, чтобы хватило на все нужное. А необязательную информацию про то, что Земля вращается вокруг Солнца, нужно пропускать.

На самом деле, память скорее напоминает строительные леса. Чем они больше — тем больше можно их надстроить. Чем мы больше знаем, тем легче нам запомнить новую информацию по теме.

  • чем больше языков мы знаем — тем легче изучить новый.
  • чем лучше мы танцуем — тем легче нам запоминать новые связки и комбинации.
  • чем лучше мы знаем математику — тем легче запоминать и понимать новые теоремы и формулы.
  • и т.д.

Возвращаемся к «эффекту тестирования». Как сказано в труде Аристотеля о памяти, «упражняясь в чем-либо, укрепляешь память». Об этом явлении писали и Фрэнсис Бэкон, и психолог Уильям Джеймс. В наши дни научные исследования доказали, что упражнения по припоминанию укрепляют знания гораздо лучше, чем повторное ознакомление с материалом.

Стоп-стоп-стоп! А вот тут непонятно совсем!

Если все так просто. Если все так элементарно. Почему же этим не все пользуются вовсю???

Причины есть.

Во-первых, мы же обычные люди, а не роботы какие. Мы знаем много ценных фактов, но не всегда пользуемся ими. Полезно делать зарядку, почаще ходить в сауну, питаться здоровой пищей — мы знаем это, но не всегда делаем. То же самое и с эффектом тестирования.

Что мешает использовать эффект тестирования чаще:

  • трудно же!!!
  • проще прочитать — а потом опять перечитать.
  • а если отвечать на тесты — типа долго, и понимаешь, что ничего толком не помнишь, и т.д.
  • чувствуешь себя прямо таки немного идиотом иногда (или даже много).
  • Многие воспринимают тесты как что-то неприятное. Связанное с ошибками и плохими оценками.

Вы не любите тесты?
Вы просто ими неправильно пользуетесь!

Смотрите на тесты именно как на инструмент обучения! Если использовать их почаще, и спокойно относиться к своим ошибкам — вы сможете заметно повысить эффективность обучения.

Исследования в когнитивных науках и психологии показывают, что если использовать тестирование правильно, они могут быть эффективным способом обучения. Оно дает лучшее воспоминание фактов и более глубокое понимание, чем обучение, основанное только на итоговых экзаменах.

Что-то вроде: трудно в учении — легко в походе.

Как можно применять эффект тестирования:

1. Когда вы учитесь чему-то сами.
2. Вы можете помочь вашим детям, друзьям, или коллегам.
3. Если вы учите кого-то — вы знаете способ, как улучшить результаты.

А если никто не приготовил вам набор тестов и не положил их заботливо на полочку?

Не обязательно использовать только тесты. Вы можете использовать любой способ активного припоминания.

  • Напишите свои флеш-карты (на одной стороне — вопрос, на другой ответ);- самим можно.
  • задавайте себе каверзные вопросы — и отвечайте на них.
  • расскажите друзьям, что узнали на новой лекции. Или попросите их рассказать вам об этом.
  • рядом не оказалось желающих послушать? Расскажите самому себе. Можно даже вслух. Хотя другу веселее, конечно.

С помощью таких простых приемов вы сможете лучше понять то, что изучаете. Запомните намного лучше. А потом еще и на экзамене отличитесь.
_

Источники:
1. «Запомнить все: Усвоение знаний без скуки и зубрежки». Авторы: Питер Браунж, Марк Макдэниэл, Генри Рёдигер
2. «Researchers Find That Frequent Tests Can Boost Learning».
3. «The Critical Importance of Retrieval for Learning».
_

Понравился пост?

Подписывайтесь на обновления нашего блога,
и не пропустите самое интересное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*