Наука объясняет – почему лучше тратить свои деньги на новый опыт, а не на вещи

У нас нет бесконечного количества денег (увы). Так давайте тратить их на то, что делает вас счастливыми. Двухминутка науки – пришло время узнать, как деньги связаны со счастьем!

Что выбрать - опыт или вещи?

Мы все хотим быть счастливыми. Некоторые экономисты считают, что счастье – лучший показатель здоровья общества.

Мы знаем, что деньги могут сделать нас счастливее. Но когда основные потребности удовлетворены – они уже не делают нас намного счастливее.

Поэтому один из главных вопросов современности – как потратить наши деньги лучше всего, учитывая, что этот ресурс ограничен (для большинства).

Логично предположить, что лучше всего тратить их на такие объекты, которые существуют дольше, верно? Ну, холодильник например, проживет дольше, чем поход на концерт или поездка в королевство Бутан.

Так ведь?

Ошибка в расчетах!

Оказывается, это предположение совершенно неверно. Недавние исследования неопровержимо доказывают, что это не так.

“Один из врагов счастья – адаптация”, – объясняет д-р Томас Гилович, профессор психологии из Университете Корнуэлла, который изучает вопрос связи денег и счастья более двух десятилетий.

“Мы покупаем вещи, чтобы сделать себя счастливыми, и у нас получается. Но только на время. Новые вещи сначала радуют нас, но потом мы привыкаем к ним”.

 German skydiverGerman skydiver via Shutterstock

 

Поэтому вместо того, чтобы покупать последний айфон или новый BMW, Гилович предлагает получить больше счастья, тратя деньги на новый опыт.

Например, посетить художественную выставку, устроить вылазку на природу, обучиться новым навыкам или отправиться в путешествие.

Результаты Гиловича являются синтезом психологических исследований, проведенных им и другими в продолжение  парадокса Истерлина, который обнаружил, что деньги покупают счастье, но только до определенного момента.

Например, измерение того, как адаптация влияет на счастье, например, была проведено  в таком исследовании:

Людей попросили оценить, как их счастье связано с покупкой вещей или новый опытом.
Что оказалось?

Сначала радость от вещей и опыта было одинаковым. Но со временем, удовлетворение от вещей уменьшилось. А вот удовлетворение от опыта, на который они потратили деньги, только выросло.

Ну ведь правда, новый смартфон безмерно радует нас. Но к сожалению, не вечно. А вот воспоминания о приключениях в испанском ночном клубе со временем становятся только смешнее. Особенно когда вспоминаешь их с другом, с которым вы пережили это вместе.

Но ведь это противоречит здравому смыслу!

Почему физический объект, который принадлежит нам долгое время, не радует нас так сильно, как опыт? Его ведь можно потрогать, пощупать, протереть тряпочкой?

Как ни странно, именно живое присутствие материальной вещи работает против нее. Именно из-за него адаптация происходит так быстро. Удовольствие отходит на задний план и становится частью новой нормы.

А пока счастье от материальных покупок со временем уходит, переживания становятся важной частью нашей идентичности.

 

Гилович объясняет это так:

“Наш опыт – большая часть нас самих, чем материальные вещи.

Вы можете очень любить ваши вещи. Вы можете даже думать, что часть вашей личности связана с ними. Но тем не менее, они остаются отделены от вас.

В отличие от этого, ваши переживания действительно становятся частью вас. Мы – общая сумма нашего опыта”.

Исследование, проведенное Гиловичем, даже показало, что если у людей есть негативный опыт, то когда они начинают рассказывать о нем, то их оценка этого опыта повышается. Страшное или пугающее в прошлом событие со временем может стать забавной историей, которую можно рассказать на вечеринке или которая становится бесценным опытом для формирования характера.

Другая причина – когда мы делимся своим опытом, это связывает нас с другими людьми больше, чем общее потребление. Вы скорее почувствуете связь с человеком, с которым провели отпуск в Боготе, чем с тем, с которым вместе покупали телевизор.

Даже если это был очень, очень большой телевизор.

Опыт лучше, чем вещи: полетели!

Greg Brave via Shutterstock

 

“Мы переживаем опыт непосредственно с другими людьми. А потом они становятся частью истории, которые мы рассказываем друг другу”.

 

И даже если кто-то не был с вами, когда с вами случилось что-то особенное, вы вероятнее найдете с ним общее от того, что любите горные лыжи или смотрите один сериал, чем от того, что у вас одинаковый холодильник.

Хотя… Смотря какой холодильник? Или, к примеру, новый айфон? Наверное, тут все же возможны варианты. Хотя общая тенденция все равно остается…

Мы также меньше негативно сравниваем свои переживания с другими. А вот сравнивать материальные покупки – о, это просто эпический источник стресса.

Исследование, проведенное учеными Райан Хауэллом и Грэмом Хиллом, показало,  что сравнивать вещи намного проще. Эти вопросы выскакивают сами собой:

  • На сколько карат бриллиант в вашем кольце?
  • Какой процессор у вашего ноутбука?
  • А сколько корова дает молока?

И если это легко сравнивать – то люди именно этим и занимаются. А опыт сравнить намного сложнее, и иногда просто невозможно. Он делает нас уникальными. Единственными в своем роде. Возвышает, так сказать, над привычной реальностью.

“Стремление “быть не хуже, чем Петровы”, гораздо сильнее проявляется для вещей, чем для опыта.

Да, когда мы в отпуске, нас немного задевает, что у кого-то номер в отеле получше, или они летят первым классом. Но это и близко не сравнится с той завистью, которую приносит разница в материальных благах”.

 

Исследование Гиловича может оказаться полезным для тех, кто хочет максимизировать отдачу в виде счастья и удовольствия от вложенных денег.

И, кстати, для работодателей, которые хотят иметь более довольный трудовой коллектив. Даешь каждому офисному труженику – бессрочный оплаченный отпуск!

И для политиков, которые хотят иметь более счастливых граждан. Даешь каждому торговому центру – бесплатную площадку для гольфа!

 

Тут должен последовать вывод: бросай курить – вставай на лыжи меньше покупайте меньше вещей – а вместо них лучше учитесь новому!

Но я лично против таких крайностей. Меня лично новые вещи очень и очень радуют. Не вечно, конечно, но довольно долго. И я не собираюсь отказываться от периодических праздников шопинга.

Но другая крайность – в виде безудержного потребления – тоже не даст нам желаемого глубокого удовлетворения, увы.

Научный подход – вот что пригодится нам в этом деле.

Помните, что опыт запоминается гораздо дольше, чем материальные покупки. Найдите свою золотую середину – и тратьте свои деньги с умом.

Получайте от них по максимуму – в виде счастливых мгновений, которые длятся, и длятся, и длятся. И со временем становятся только лучше ;).

 

 

Источники:
1. «The Science Of Why You Should Spend Your Money On Experiences, Not Things».
2. Top Photo: Justin Lewis/Getty Images.
_

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*