Вопреки распространенному мнению, никто не рождается без творческой жилки. И голодающий художник – не единственный возможный творческий тип. Способность к творчеству заложена в каждом из нас, а наша личность определяет тип нашей креативности, и подсказывает лучший способ эту ее развивать.
“Наша креативность определяет, как мы видим мир и как принимаем решения”, рассказывает Дэвид Б. Гольдштейн, художник, исследователь, консультант по вопросам управления и соавтор книги “Креативный Вы: Использование типа личности для процветания”.
Хотя творческие типы вполне можно классифицировать, классификация накладывает некоторые ограничения. Есть более чем один способ быть креативным. Каждый из нас может быть творцом на свой особый лад.
В своей книге, Гольдштейн рассматривает 16 различных способов быть креативным, в зависимости от психологических особенностей личности.
Эти способы он увязывает с типологией Майерс-Бриггс. Этот тест предназначен для определения одного из 16 типов личности. Он включает в себя 8 шкал, объединенных попарно. Назначение типологии и тестов — помочь человеку в определении его индивидуальных предпочтений. В США до 70 % выпускников средних школ проходят этот тест для целей выбора будущей профессии.
Типология Майерс-Бриггс
Психологи выделяют 4 пары противоположных предпочтений.
Типология Майерс-Бриггс не слишком широко применяется у нас. Но это не так важно, потому что главное в этом посте не подробности классификации, а мифы про творчество – и как мы можем использовать это в собственной жизни и работе.
Поскольку многие из нас все еще рассматривают креативность как особый тип личности, многое из того, что мы знаем об этом явлении – неверно.
Вот пять мифов о творчестве, которые могут помочь вам раскрыть своего внутреннего творческого гения.
Миф 1. Выход “из зоны комфорта” – лучший способ подтолкнуть творчество
Не факт. «Творчество проявляется, когда мы находим нашу зону комфорта и пребываем в ней. Если нам комфортно, и мы действуем в зоне наших предпочтений – тогда у нас появляется мужество, чтобы идти на риск». Когда мы чувствуем дискомфорт – мы меньше склонны идти на риск, даже если он может привести к яркой идее.
Некоторые лучшие идеи приходят в неожиданных местах. Например, в автомобиле, когда мы едем домой, и чувствуем себя наиболее комфортно. Эти физические места привычны для нас, и они позволяют нашему уму побродить. Вуди Аллен заявил журналу «Esquire», что его творческие мысли лучше всего приходят в таком месте, как душ. Смена места помогает проявиться тем идеям, которые блокируются, когда вы садитесь за стол и пытаетесь выдать что-нибудь творческое.
Практический вывод: Чтобы создать что-нибудь творческое, не надо мчаться на край света. Надо просто завалиться на любимый диванчик, налить бокал красного вина – и посметь создать что-то великое.
Миф 2. Мозговой штурм – лучший способ придумывать блестящие идеи
Не всегда. Экстраверты действительно чувствуют себя наиболее живыми в окружении других людей. Но это верно не для всех. Многие интроверты чувствуют опустошение, когда слишком долго окружены другими. Хитрость заключается в том, чтобы найти то, что работает именно для вас. Это понимание поможет легче создавать что-то новое на рабочем месте.
Практический вывод: узнайте, в чьем обществе к вам приходят лучшие идеи. И встречайтесь почаще. Особенно если это общество – вы наедине с собой.
Миф 3. Быть креативным – значит быть спонтанным
Не обязательно. Некоторые самые вдохновляющие творческие работы получаются после длительного планирования. Художник Анри Матисс, например, заранее продумывал все свои картины, прежде чем начать. Он даже носил костюм и галстук, когда писал, а вовсе не забрызганный комбинезон, который мы ассоциируем с художником. Художники Эдвард Хоппер и Норман Роквелл тоже заранее планировали свои картины. Автор книги, Дэвид Гольдштейн пишет, что очень тщательно разрабатывает макеты своих картин, прежде чем дотронуться кистью до холста.
Практический вывод: безудержный приступ творчества может быть тщательно спланирован. Хороший план – ну вы сами знаете…
Миф 4. Творческие люди должны придумывать что-то новое
Нет совсем. Только 30 процентов населения имеют личность “интуитивного типа”. Это Эйнштейны и Эдисоны творчества – большие мыслители, которые создают что-то новое из ничего. Лампочка, например, не существовала до тех пор, Эдисон не решил, что она должна быть.
Эти типы мыслителей абстрактны и непрактичны – они рассматривают будущее и решают “будущие проблемы”.
Большинство из нас – сенсорные типы (при принятии решений они ориентируются на конкретную информацию). Это не менее творческий вид, просто другого сорта. Такие люди создают новое, комбинируя уже существующие идеи. Вспомните Генри Форда. Он не изобретал автомобиль, но нашел много способов его улучшить.
Конечно, люди не обязательно строго делятся на сенсорный и интуитивный типы. Обычно они смешаны. Интуитивист тоже может обращать внимание на детали, а сенсорный тип – заглянуть в будущее и увидеть более широкую картину.
Практический вывод: проверьте, что лучше работает для вас. Придумывайте новое, комбинируйте разные идеи, улучшайте то, что уже есть. И, кстати:
Хорошие художники копируют,
великие художники воруют. ~ Пабло Пикассо
Миф 5. Творить – означает иметь законченное произведение
Вам не обязательно сделать что-то выдающееся, чтобы считать себя творческим человеком. Люди с “воспринимающим” типом личности склонны никогда не видеть вещи полностью завершенными. Они всегда хотят добавить что-то еще.
Если вы воспринимающий тип, вы предпочитаете бесконечные изменения, редактирование, перекрашивания и пересмотр, так как существует неограниченный и непрерывный поток данных, которые стоит рассмотреть.
Пикассо, несомненно, воспринимающий тип, испытывал сильные чувства по этому поводу: «Закончить работу? Закончить картину? Что за чепуха?!» Закончить – значит избавиться от нее, убить ее, лишить ее души.
Практический вывод: иногда не обязательно доводить идею до совершенства. Пусть продукт (или программа, и т.п.) увидит свет. Вы сможете оценить его потенциал. Если он пользуется спросом – позже выпустите обновленный вариант.
Источник: «Everything You Thought You Knew About Creativity Is Wrong», Huffington Post.За помощь с переводом и картинками – спасибо сайту votHouse.ru
А что вы думаете? Какие мифы мешают вам раскрыть свой творческий дар? Какие способы помогают? Расскажите, пусть ваш совет поможет кому-то еще.
Как отмечается учёными, в современности реалии мифа имеют не познавательный, а поведенческий характер, как форма знания он утрачивает свою актуальность, однако как побуждение к действию не исчерпал свои возможности